Источник « азъ » иногда ищут в праформе, относящейся к ‘* сы’ , (‘ сый’ , ‘ сущий’ , « Аз есмь Сый»), как обозначение непроизносимого имени Бога10, хотя идея прямого родства s и z выглядит сомнительной. Более привлекательной выглядит идея функционального сходства с возвратными местоимениями (и в целом — с указательными местоимениями сей, сия и с бытийными глаголами есть ( есмь ), is и -’ s (англ.) как выражение притяжательности через их более древних индоевропейских предков; -* s - как символ божественного указания, присутствия, а —* z- как отражение, воплощение действия. Частица - ся (бывшее себя ), которая во многих случаях присоединяясь к глаголам, не всегда образует возвратные глаголы (типа одеваться — одевать себя ), а образует глаголы, залог которых классифицируют по-разному ( мне спится , хочется ; смеяться , разгневаться ; она обещалась быть к пяти), но их общий смысл состоит в том, что они обозначают действие, которое может совершить действующее лицо, однако при наличии каких-то условий или сочетания обстоятельств, не вполне зависящих от человека, а исходящих от чего-то подобного «судьбе» или умалчиваемого.
**Видимо, когда утратился сокральный смысл, я стало последней буквой.
Полный текст статьи:
http://evrika.tsi.lv/index.php?name=site&page=116
И еще:
http://lingvoforum.net/index.php?action … pic=8353.0
А это (словарь Даля), очевидно, переходная форма:
ЯЗ местоимение личное стар. аз , я . Се яз, князь великий и пр. Купчие и дарственные начинались этими ж словами: Се яз и пр.